Агнес Мурхед
Агнес Мурхед родилась в 1900 году в Массачусетсе в семье пресвитерианского священника и певицы. Девочка хорошо пела и уже с ранних лет выступала в городском оперном театре, и когда Агнес сообщила отцу, что хочет быть актрисой, Джон Мурхед не воспротивился этому, но потребовал, чтобы параллельно дочь получила «хлебную» профессию, которая могла бы её прокормить в случае неудачи в актёрской карьере. В 1923 году Агнес окончила университет Огайо по специальности «биология». И выполнив данное отцу слово, она тут же поступила в Американскую академию драматического искусства, которую блестяще окончила в 1929 году в числе лучших студенток. Однако, её карьера не задалась: 29 лет – слишком взрослый возраст для дебюта на сцене и, уж тем более, на экране. Актрисе пришлось долгое время сидеть без работы и зачастую голодать, порой ей приходилось жить без еды 4-5 дней. Впоследствии Мурхед сказала: «Эти годы научили меня ценить каждый доллар!».
С большим трудом Агнес сумела устроиться работать на радио. Вскоре её радиопостановки стали столь популярны, что актрисе пришлось работать по 14 часов в сутки. Тогда же Агнес Мурхед познакомилась с великой примой театра и кино Хелен Хейс. Они стали подругами и Хейс настойчиво пробивала для Агнес дебют в кино. Но на киностудии заявили, что такой типаж актрисы неактуален! В то же время поползли слухи, что дамы не просто дружат, а их связывает интимная близость. Пресса настойчиво искала доказательства этой связи, журналистов не смущало и то, что обе актрисы были замужем. Но Агнес Мурхед демонстративно не комментировала слухи о своей гомосексуальности. А вот Хелен Хейс испугалась за свою карьеру и дистанцировалась от подруги, больше они никогда не были близки.
В 1937 году уже немолодую актрису заметил начинающий режиссёр Орсон Уэллс и пригласил её в свой театр «Меркурий». Новаторские постановки молодого и дерзкого Уэллса привлекли внимание голливудских воротил, и в 1939 году режиссёр заключил контракт с киностудией «RKO» и привёл в кино всю свою труппу, в том числе и Агнес Мурхед. Так 40-летняя актриса впервые попала на съёмочную площадку. Первая же роль в фильме Орсона Уэллса «Гражданин Кейн» (1941) стала для Агнес буквально трамплином на голливудский олимп. Уже здесь Мурхед продемонстрировала недюжинный актёрский талант и умение сыграть всё – страх, любовь, ревность, панику, отчаяние, смятение, гротескную весёлость. За роль во втором своём фильме «Великолепные Эмберсоны» (1942) Агнес Мурхед получила номинацию на Оскар и была признана критиками самой харизматичной актрисой Голливуда, а журнал «Vogue» назвал 42-летнюю актрису одной из самых красивых и стильных женщин в мире! Именно с её лёгкой руки в моду вошёл лиловый цвет, который сама Мурхед обожала и часто появлялась в нарядах этого оттенка.
Следующие роли в фильмах «Путешествие в страх» (1943), «Джейн Эйр» (1943), «Мисс Паркингтон» (1944), «С тех пор, как вы ушли» (1944), «Джонни Белинда» (1948), «Женщина в белом» (1948) и «Плавучий театр» (1951) принесли Агнес Мурхед ещё две номинации на Оскар и премию Золотой Глобус. Отныне имя актрис было навсегда вписано в историю кино. Играя роли второго плана, Мурхед без труда затмевала звёзд кино, среди которых были Люсиль Болл, Оливия де Хэвилленд, Джоан Фонтейн, Клодет Кольбер, Дженнифер Джонс, Ширли Темпл, Грир Гарсон, Джейн Уайман. Став голливудской звездой, Агнес Мурхед не изменила и радио, оставаясь самой востребованной актрисой и певицей американского радиоэфира. Вскоре актриса покорила и театральную сцену, сыграв на Бродвее в спектакле «Дон Жуан в аду».
В 1940-е годы под прицелом журналистов вновь оказалась личная жизни актрисы: Агнес Мурхед всё больше времени проводила в обществе молодых красавиц-актрис, чем собственного мужа. Чтобы пресечь слухи Агнес и её муж актёр Джон Гриффит Ли в 1949 году усыновили мальчика Шона. Однако, завязавшаяся вскоре связь между Мурхед и восходящей звездой кино Дебби Рейнольдс положила конец браку Агнес. Второй брак актрисы с актёром Робертом Гистом также не был удачным и закончился быстрым разводом. А связь Агнес Мурхед с Дебби Рейнольдс продлилась вплоть до её смерти, несмотря на разницу в возрасте в 32 года!
В 1950-60-е годы актрисе всё больше приходилось играть те типажи, которые ей навязывали киностудии, и её уделом стали сплетницы, ведьмы, старые стервы. Исключениями стали замечательные роли в фильмах «Левая рука Бога» (1955), «Всё, что дозволено небесами» (1955), «Лебедь» (1956), «Округ Рэйнтри» (1957), «Летучая мышь» (1959), «Полианна» (1960), «Как был завоёван Запад» (1962). А за роль в фильме «Тише, тише, милая Шарлотта» (1964), где Агнес Мурхед переиграла саму Бетт Дэвис, она получила свою четвёртую номинацию на Оскар и очередную премию Золотой Глобус. В этот же время Агнес Мурхед покорила и телевидение – за свои роли в телефильмах актрисах 6 раз была номинирована на премию Эмми и однажды получила её за фильм «Дикий, дикий Запад» (1967). Визитной карточкой актрисы на телевидении стала бесспорно культовая роль ведьмы Эндоры в сериале «Зачарованные» (1964 – 1972).
Мало кто знал, что параллельно со съёмками в своей звёздной роли Агнес Мурхед переживала самый тяжёлый период в своей жизни. У актрисы всегда были сложные отношения с сыном, который считал, что мать своими связями с женщинами опозорила себя и его. Шон всегда конфликтовал с матерью и в итоге связался с дурной компанией. Однажды Агнес обнаружила в его шкафу пистолет и прямо спросила сына, откуда он. В ответ Шон шагнул за порог, и больше Агнес Мурхед никогда не увидела его и не услышала о нём. Пошатнулось и здоровье самой Агнес. В 1955 году Мурхед снималась в штате Юта в фильме «Завоеватели» в компании с Джоном Уэйном и Сьюзен Хейуорд. Эти съёмки стали роковыми в жизни всей съёмочной группы. Много лент спустя выяснилось, что в непосредственной близости от места съёмок проходили испытания ядерного оружия. В результате все участники фильма оказались подвержены облучению и умерли от рака. Не избежала этой участи и Агнес Мурхед… Последние годы своей жизни актриса боролась со страшным диагнозом, но в 1974 году болезнь одержала верх. Её мать, Мэри Мурхед пережила свою дочь и умерла в возрасте 106 лет в 1990 году.