Божества египетской мифологии
Шаи
Категория: этиологическое божество
Функции: 1) бог виноградной лозы, связан с представлениями о богатстве и изобилии.
2) позже божество судьбы, определяющее срок человеческой жизни.
Шаи — в египетской мифологии бог урожая винограда, виноградной лозы; бог судьбы и бог-покровитель человека. Шаи было не только именем бога, но и означало также предопределение, судьбу, участь. В противоположность греческим мойрам или римским паркам он был лишь орудием великих богов, в частности, бога Тота.
Шаи определял срок человеческой жизни. Вместе с Месхенет следил за поведением человека, а на суде в загробном мире рассказывал обо всех поступках богам Великой Эннеады.
Если загробный Суд признавал умершего безгрешным, Шаи провожал его душу в Поля Иалу.
Шаи имел антропоморфный вид. Особо почитался в Шасхотепе (греч. Ипселе, араб. Шутб), расположенном на западном берегу Нила, в 5,5 км к югу от Ассиута.
Ях
Центры культа: Фивы
Категория: лунарное божество
Функции: бог Луны
Ях — древнеегипетский бог Луны и её обозначение.
Луна, которая освещает землю ночью, считалась противоположной солнцу. Её образно называли «Счётчиком времени», который «разделяет месяцы и годы». Луна и Солнце считались левым и правым глазами Гора, у кого в противоборстве за власть Сет их вырвал и закопал; по другой версии — солнце называли «глазом Ра», а луну — «глазом Гора». Хнум, Тот и Мин выходили из дома Луны, что объединяло их с Яхом. По этой причине почитание Яха было распространено в традиционных центрах этих богов — в Фивах и Гермополе. В Мадамуде, где стоял большой храм Монту, сохранился «Дом Яха».
В Древнем царстве имел большее почитание, чем в последующие эпохи, поскольку по луне крестьяне определяли сроки полевых работ.
В какой-то момент, согласно книге Амдуат, богом луны считался Осирис, хотя Диодор ошибочно называет его солнцем, а Исиду — луной. Как бог загробного мира Осирис мог перенимать функции бога луны, являющейся образно «солнцем мёртвых». Согласно Плутарху, во время фестиваля оплакивания Осириса жрецы лепят ритуальную месяцевидную фигурку из земли, «обряжают и украшают её, показывая, что считают этих богов субстанцией воды и земли».
Важную роль Ях играл в конце XVII династии при Яхмосидах, которые включили имя бога в состав собственных имён: Яхмос (Рождённый Ях), Яххотеп (Ях доволен), Яхмос-Нефертари. В это же время Ях и Тот объединяются под именем Ях-Тот, как образное определение Тота или его самого в образе луны. В итоге культ Тота благодаря важной роли в мифологии возобладает, что отразится в именах Тутмосидов последующей XVIII династии.
В городе Танис в дельте Нила имел распространение культ богини луны Астарты, которую олицетворяли с Яхом или имеющей к нему отношение египетской богиней Хатхор-Исидой.
Всё это указывает на постепенное слияние Яха с различными культами, связанными с лунным богом общими функциями.
Амат
Время почитания и значимость: не считалась божеством и её культ отсутствовал.
Центры культа: не было.
Категория: чудовище
Функции: обитало в Дуате, в огненном озере, и пожирало грешников, не прошедших испытание судом Осириса.
Амат — чудовище с телом гиппопотама, львиными лапами и гривой, пастью крокодила в древнеегипетской мифологии, обитающее в Дуате. Она съедала сердце человека, если великая Эннеада выносила ему обвинительный приговор на загробном суде Осириса в Аменти.
Представление об Аммат начинает складываться в начале Нового царства и окончательно сформировалось при XIX династии.
В царских усыпальницах фараонов Аммат не показана в сцене взвешивания сердца, поскольку фараон считался носителем и приверженцем истины Маат при жизни, которые он нарушить не может. В гробницах фараонов Аммат изображалась не чудовищем, а защитницей. На кровати, украшенной позолоченными головами гиппопотамов, из гробницы Тутанхамона (KV62) написано: «Фараон ею любим». Отвечала за второй час ночи, но при Птолемеях в «Книге часов» записана под 10 часом ночи.
Банебджедет
Время почитания и значимость: местное божество
Центры культа: Мендес
Категория:
Функции: 1) ба и владыка города Мендес (или ба владыки города Мендеса)
2) часто выступал ипостасью других богов
Банебджедет (Банебджед) — в древнеегипетской мифологии — бог плодовитости, плодородия и рождаемости. Центром его культа был город Мендес (Джедет). Изображался Банебджедет в виде человека с головой барана.
В Верхнем Египте его эквивалентом был бог Хнум. Женой Банебджедета была богиня Хатмехит (Хатмехет), которая, возможно, была богиней города Мендес. Банебджедет, Хатмехит и их сын Гор вместе составляли триаду божеств города Мендеса.
В Книге Небесной Коровы есть описание поклонения Банебджедету как живущему духу Ра в виде барана — древнему символу мужественности и сексуальной силы. В мифологии Нового Царства упоминается о том, что Банебджедет был советником «Божественного Трибунала», чтобы решить спор между Гором и Сетом на право владения египетским троном. Банебджедет предложил обратиться за решением к богине Нейт, хотя сам высказался за то, чтобы трон отдать Сету, так как он являлся старшим братом.
До нас дошёл сюжет, записанный на стеле из Рамессеума, где рассказывается, что Птах — созидательный бог Мемфиса — принял облик Банебджедета, чтобы стать отцом фараона при его зачатии. Как полагают исследователи, связь Банебджедета с различными сексуальными проявлениями впоследствии способствовала его демонизации первыми христианами, видевшими в нём похотливого беса в козлином облике.
Гор
Гор, Хор — бог неба и солнца в облике сокола; человека с головой сокола или крылатого солнца.
Гор родился чудесным образом от Исиды и Осириса. Убитый дядей Сетом отец явился к Гору с требованием вступить в борьбу за престол, что Гор постарался исполнить. Сводным братом Гора был бог мумификации Анубис, по одной версии, рождённый его тёткой Нефтидой от Осириса. Опасаясь гнева своего мужа Сета, Нефтида бросила младенца Анубиса в камышовых зарослях, где его с помощью собак нашла Исида и вырастила.
Разные ипостаси Хора считались по происхождению от разных богов и богинь: Гор был сыном Ра, Хор Хекенский — Нефертума и Баст.
Супруга Гора — Хатхор. В некоторых мифах богиня-скорпион по имени Селкет выступает как жена бога Гора.
У Гора есть четыре сына, которые являются защитниками Осириса, столпами Шу и одними из звёзд созвездия Большая Медведица.
Гор считался покровителем царского дома и фараона. Имя Гора входило в царскую титулатуру. Живого древнеегипетского фараона представляли воплощением бога Гора.
Гора почитали в Летополисе, недалёко от Мемфиса, и в Эдфу. Гора Двух Глаз почитали в Шедену (Восточная Дельта).
Образ Гора имел несколько ипостасей:
Харвер (греч. Хароерис: «Хор Старший» или «Хор Великий») — слияние культа Хора-сокола с культом Вера; бог, от которого произошли все прочие разновидности Хора;
Гарпехрути (егип. hr-p3’´hrd «Младенец Гор»; греч. Гарпократ);
Хоремахет, также Гармахис («Хор на небосклоне») — бог неба, царственности и солнца;
Хорахти («Хор небосклонный»).
Хармахис и Хорахти отождествлялись с Хепри, а к концу Древнего царства считались ипостасями Ра. К концу Среднего царства с культом Хора сливается культ Херишефа.